Мастер на все руки, мастер на все руки: Lockheed F-35 Lightning II разгромлен F-16 эпохи 70-х в воздушном бою

Мастер на все руки, да путем ничего и не умеет. Эту фразу можно легко применить к самому дорогому оружейному проекту в истории Министерства обороны, общая стоимость которого превышает один триллион долларов. F-35 Lightning II, который является результатом программы Joint Strike Fighter (JSF), зародившейся в начале 1990-х годов (программа противопоставляла X-35 компании Lockheed Martin против X-32 компании Boeing ), стал бесполезным занятием. с растущими затратами на программы, многочисленными сбоями и задержками. Спустя почти 14 лет после того, как Lockheed Martin получила контракт JSF на Boeing, F-35 еще не достиг начальной эксплуатационной готовности (IOC), не говоря уже о полной эксплуатационной готовности (FOC).

С таким большим количеством негатива, окружающего длительный период разработки F-35, американские налогоплательщики не будут слишком рады услышать, что недавние исследования показывают, что американский многоцелевой истребитель пятого поколения не может даже тягаться с самолетом, для которого он был разработан. заменить F-16 Viper, который был первоначально разработан в начале 1970-х годов.

F-16, вероятно, больше всего известен детям 80-х годов по его главной роли в фильме 1986 года « Железный орел » и фильме HBO « Догорание ». сделало его популярным самолетом для экспорта в страны-союзники. Однако, по словам Дэвида Экса, именно маневренность F-16 доставила его преемнику наибольшую головную боль в учебных воздушных боях. Согласно несекретному отчету, полученному Axe, одноместный F-35A просто превосходил двухместный Block 40 F-16D.

Lockheed Martin F-16C и F-35A Lightning II
Lockheed Martin F-16C Viper (на переднем плане) и F-35A Lightning II (на заднем плане) Источник: ВВС США

Пилот F-35A написал в брифинге, что его самолет был «в явном энергетическом недостатке» по сравнению со старым F-16, из-за чего ему было труднее набирать высоту или поворачивать достаточно быстро, чтобы поразить цель или уклониться от огня преследующего противника. Учебные воздушные бои проводились на высоте от 10 000 до 30 000 футов, причем более старый F-16D выходил победителем почти в любой ситуации.

Когда пилот F-35A попытался заблокировать F-16D, используя внутреннюю пушку самолета, «вместо того, чтобы застать бандита врасплох, быстро отклонив корму, чтобы добиться опережения, скорость носа была низкой, что позволило ему легко рассчитать время его рывка. до решения с оружием». А когда F-35A преследовал более гибкий F-16D, отчетливое «недостаток носовой скорости» делало самолет сидячей уткой, неспособной маневрировать достаточно быстро, чтобы не попасть под огонь оружия преследователя.

Но хиты на этом не заканчиваются; есть еще более плохие новости. F-35A, использовавшийся в тренировочном воздушном бою, летел в чистой конфигурации, то есть к нему не были прикреплены внешние пилоны (для внешних топливных баков или вооружения), и даже его внутренний отсек для вооружения был пуст. С другой стороны, на F-16D были установлены два подкрыльевых топливных бака. Подумайте об этом на секунду; F-16D был в явно невыгодном положении с прикрепленными топливными баками, конфигурация, в которой компьютер самолета ограничивает маневренность, чтобы пилот не тянул слишком большие перегрузки, чтобы повредить или оторвать внешние хранилища. И все же он смог смутить F-35A. А теперь представьте, если бы F-16D летел в чистой конфигурации; это была бы еще более позорная резня.

Шлем Lockheed Martin F-35
Усовершенствованная система отображения на шлеме F-35 Lightning II

Еще одной проблемой был громоздкий, дорогой и проблематичный шлем , пилот F-35A указал, что он «слишком велик для того, чтобы пространство внутри фонаря могло адекватно видеть позади самолета». ¡Ай, карамба!

Три различных варианта F-35 предназначены для замены четырех самолетов, стоящих в настоящее время на вооружении вооруженных сил США. F-35A — это обычный планер, который будет использоваться ВВС и заменит как F-16 Viper, так и A-10 Warthog. Учитывая количество боевых повреждений, которые может выдержать А-10, при этом позволяя пилоту безопасно вернуться на базу, способность F-35A выполнять эту роль в лучшем случае сомнительна. F-35B представляет собой вариант планера с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL), который заменит AV-8B Harrier II и F/A-18 Hornet, используемые Корпусом морской пехоты США. F-35C с увеличенной площадью крыла и хвостовым гаком заменит F/A-18 Hornet ВМС и станет дополнением к Super Hornet.

Локхид Мартин F-35A Молния II
(Источник: Локхид Мартин)

В тех областях, где F-35 уступает своим предшественникам, американские военные рассчитывают на малозаметность самолета, чтобы уравнять правила игры (или, в большинстве случаев, дать самолету преимущество). Например, F-35 разработан, чтобы использовать скрытность, чтобы уклоняться от радаров противника, идентифицировать вражеские самолеты с большого расстояния и поражать их, используя «смертоносное действие с дистанции» , согласно Lockheed Martin . Однако, как США узнали во время Вьетнама с F-4 Phantom II, способность поражать цели с большого расстояния ракетами не должна преследоваться в ущерб тотальной маневренности.

Источник (англ.)

Поставить оценку
Кофебрейкер | Интернет-журнал